Difficulty: Lviv
Помогаем Львову с оформлением общественного транспорта на тяжелых настройках
Пожалуй, не сильно преувеличу, если скажу, что 2018 стал годом транспортного бума в Украине. Пока население завозило подержанные БМВ из Европы, города закупались подвижным составом: иногда тоже не первой свежести, но чаще новым. Наконец, дошло до прежде немыслимого — один за другим они стали задумываться и о его внешнем виде.
Задумались и во Львове, объявив под конец лета открытый конкурс длиною в месяц. В тот момент я как раз копался с историей киевской ливреи, изучая матчасть и раздумывая, что со всем этим делать. И хотя Львов не занимает в моем сердце особенного места, но и общественный транспорт — не просто набор букв для меня. Словом, все звезды недвусмысленно сошлись на небе в надпись ДЕЙСТВУЙ.
Для города, правда, это была уже не первая попытка. Но если три года назад дело закончилось ничем, то на этот раз администрация, кажется, была настроена решительно, выкатив целый ряд условий. На этом хорошие новости заканчивались.
Условия капитуляции
Одним из ключевых требований к работам было обязательное использование цвета RAL 1016 в качестве базового:
С чем связано такое решение — загадка, ведь нейтральный белый был бы куда более удачным подспорьем, да и непонятно, зачем вообще регламентировать цвета на данном этапе.
Возможно, оно связано с тем, что желтый уже и так стал стандартом де-факто, а может быть производитель предложил выгодные условия именно по нему. Но не исключено также, что на самом деле всем было все равно и просто нужно было что-то вписать. В этом случае особенно обидно, потому что такой выбор — проблема, требующая решения сама по себе, и дело вот в чем.
Ключевая задача лимонного, или серно-желтого, как он обозначен в каталоге (англ. Sulfur Yellow) — привлекать внимание любой ценой т. е. бросаться в глаза. Это цвет чрезвычайного. Это хороший выбор для защитных жилетов, машин скорой помощи или знаков опасности:
Но это, скажем прямо, так себе выбор для тех задач, которые призвано решать брендирование общественного транспорта: узнаваемость, привлекательность, дружественность к городской среде. Безусловно, заметность — тоже в числе этих задач, но между заметностью и крикливостью все же есть черта, и важно ее не переступить.
Это вопрос здравого смысла, но в немалой степени также и вопрос вкуса, ведь если взглянуть на то, как к этой задаче подошли в других городах, то можно обнаружить спектр решений в диапазоне от сливающихся с ландшафтом до бьющих по глазам:
Как видим, кто-то изо всех сил старался вписаться в городской пейзаж, лишний раз не отсвечивая (верхний ряд), кто-то — и это, пожалуй, большинство (центральный ряд) — отдали предпочтение хоть и заметным, но все же не слишком вызывающим образам, а кто-то не постеснялся экспериментировать над обликом, вообще никак не привязываясь к окружающей среде (нижний ряд).
Напоминаю, каждый вправе делать свой собственный выбор, но лично я разделяю скорее идеалы первых двух, по крайней мере симпатизировать последней группе получается не без некоторых усилий, хотя многое здесь зависит также и от уровня исполнения. Но действительность не оставляет выбора: Львов метит прямиком туда.
Другим, на этот раз не оговоренным прямо, но ненавязчиво присутствующим в сопроводительных материалах условием, было использование туристического логотипа города:
К нему как таковому претензий, пожалуй, нет, но стоит заметить вот что. Как следует из названия, туристический логотип нацелен в первую очередь на туристов, в то время как львиную (лол) долю пассажиров составляют местные. Не то чтобы это создавало для кого-то проблемы, но мне кажется немного странным обращаться к людям с сообщениями, адресованными не им.
Но бог с ними с сообщениями. Главное — туристические логотипы приходят и уходят: они устаревают, перестают быть модными или становятся жертвой очередного распила бюджета. При этом у города есть неизменно узнаваемый атрибут, проверенный веками. Речь, конечно же, о крутейшем гербе — и я совершенно не нахожу веских причин, по которым предпочтение должно быть отдано именно сиюминутной айдентике, а не ему.
Так или иначе, но не похоже чтобы конкурсная комиссия была открыта к диалогу, а значит мы либо принимаем условия, либо не участвуем вообще. Вариант «не участвовать вообще» отбрасываем как опытная жрица любви условности — и приступаем к работе.
Но перед этим делаем две важных вещи.
Смотрим как у других
Как нетрудно догадаться, Львов — далеко не первый город, где желтый стал доминирующим. Более того, это один из самых популярных в транспортном цехе цветов. Отлично! Значит можно будет поучиться на чужих ошибках или, наоборот, вынести для себя что-то полезное.
И в самом деле, доступные с наскоку варианты можно разделить несмелой рукой на две примерно равные группы — назовем их чуть менее и чуть более удачные. Всмотримся в бездну первых:
Желтый цвет здесь либо так и остался единственным, либо был дополнен чем-то не менее чрезвычайным, как правило, красным, создавая в итоге нервно выбивающийся из окружающего пейзажа образ скорее пожарной машины нежели общественного транспорта. Ставили ли авторы перед собой задачу так агрессивно выделить его из городской среды, мы не знаем, но если ставили, то они выполнили ее на 99%, забыв лишь о мигалке.
Города, распорядившиеся желтой краской чуть более осторожно, действовали немного иначе:
Здесь сразу же можно наклоняться за челюстью, оценив, насколько точно лиссабонский транспорт вписан в городскую архитектуру да и в средиземноморскую атмосферу вообще. Но и Лиссабон, и остальные прибегли, по сути, к одному и тому же приему: свой желтый они предусмотрительно разбавили нейтральными цветами — белым, серым или обоими одновременно, тем самым успокаивая композицию и нивелируя эффект крикливости.
Возьмем его себе на заметку и мы, отметив, правда, что ситуация со Львовом осложняется еще и, кажется, наименее удачным из всех возможных оттенком желтого. Похоже, нам понадобится много белой краски. Но сперва…
Задаем себе важный вопрос
Стоит ли изобретать велосипед или лучше опереться на историческую традицию? Есть ли она у Львова вообще? Ответ здесь, увы, неочевиден. С одной стороны исторический облик львовского транспорта вызывает стойкую ассоциацию с вполне определенными образами:
С другой же ни один из них, к сожалению, нельзя назвать аутентичным т. е. именно львовским. Три решения из четырех здесь продиктованы заводом изготовителем и широко встречались в самых разных городах восточного блока тогда и сейчас. С последним (слева внизу) чуть сложнее: источник этого оформления, похоже, не завод, но тем не менее совершенно аналогичные ливреи с середины 60-х использовались и в ряде других городов Украины.
Опираться ли в этих условиях на рыхлый исторический фундамент и в какой мере — вопрос авторского выбора, но на мой взгляд, все же есть смысл воспользоваться редчайшим шансом и заложить ту самую традицию.
Действуем
Итак, задержанные изучением вопроса и подгоняемые упрямыми сроками, приступаем к задаче. Для начала обрисуем точку старта в наглядном виде на примере пяти требуемых по условиям конкурса моделей:
Будучи неистовым дизайнером, можно было бы начать оформлять эту и без того неспокойную композицию всякого рода узорами, логотипами и прочими вензелями, но, наученные чужим опытом, не спешим с украшательствами, а работаем по методичке.
Шаг 1. Нейтрализуем желтый
Банально уменьшаем его площадь, закрашивая белым подобно Берлину или Лиссабону. Но вместо довольно скучных горизонтальных полос как у них пробуем охватить его со всех сторон, придавая пластики с помощью скруглений и по возможности повторяя обводы кузова. Отталкиваемся в первую очередь от оконной линии:
Попутно осовремениваем старые Татры со Шкодами, закрашивая черным межоконные зазоры, визуально увеличивая тем самым площадь остекления как на новых моделях. Начало неплохое, но чего-то не хватает.
Шаг 2. Добавляем идентичности
Как по всей видимости ожидают от нас организаторы конкурса, добавляем в блюдо местный ингредиент. Куда попало его не пристроишь, поэтому предварительно наносим излюбленную на транспорте косую плашку — и уже в нее вставляем наш открытый для мира логотип, опустив ненужные детали:
Цвет самой плашки при этом задействуем для обозначения вида транспорта: красный трамвай, синий троллейбус и зеленый автобус. Непосредственно на улице от этого мало пользы — отличить трамвай от автобуса можно и без подсказок — но такой прием поможет нам в будущем удобнее организовать навигацию: видя на схемах или указателях, скажем, красный, пассажир всегда будет знать, что речь идет о трамвае. Ну а мы едем дальше.
Шаг 3. Обдумываем детали
Во-первых, предусматриваем места для внутренней нумерации подвижного состава. Она должна быть заметна как стоя ближе к началу вагона, так и ближе к концу, а также, само собой, при виде спереди и сзади. Для самих надписей воспользуемся шрифтом Gill Sans с почти вековой историей. Не устаревающее сочетание классической и современной эстетики — как раз то, что нам нужно.
Знаки приспособленности для инвалидов наносим туда, где они действительно необходимы: спереди и непосредственно на предназначенные для этого двери. Про всякий мусор вроде стрелок для входа и выхода даже не заикаемся.
А тем временем конечная остановка. Дедлайн поджимает, но еще остается время оценить результат в условиях, приближенных к реальным, как любит говорить учитель физкультуры, бросая утяжеленный мяч в направлении хилого очкарика.
Расчехляем фотошоп, смотрим:
Если сравнивать с тем, как было, то очень похоже на прогресс. При этом любопытно отметить с упреком поглядывающий на попугаистого новичка респектабельный сине-белый ЛАЗ на заднем плане. Но стоп. Мы позаботились почти обо всем, но чуть не забыли о главном!
Не забываем о главном
Какой же общественный транспорт без рекламы? Увы, но это неизбежное зло, справиться с которым не под силу даже Цюриху, чего уж там говорить о Львове. Однако если подумать о ней заранее, то реклама вполне может органично вписываться в облик транспорта, а не уродовать его, как это, к сожалению, часто бывает. Что же, думаем о ней заранее:
Обширные желто-белые бока словно сами предлагают свои услуги. Но не будем требовать слишком многого и ограничимся прямоугольниками ближе к корме. Левый борт, лишенный дверей, предлагает чуть больший простор для маневра:
Вот теперь вроде бы все, а значит можно немного поразмышлять над тем, что же у нас получилось.
Что получилось?
Получилось ли у нас нечто выдающееся? Пожалуй, нет. Получилось ли что-то принципиально новое? Да нет, конечно. Черт возьми, да получилось ли хоть что-нибудь хорошее??? Определенно.
Во-первых, у нас вышел довольно узнаваемый и вместе с тем современный, особенно на просторах Украины, образ:
Во-вторых, получилось ни к чему не обязывающее и легко масштабируемое с учетом особенностей каждой модели решение.
Наконец, простота форм и ограниченная палитра упрощают как задачу перехода на новую ливрею так и ее восстановление в случае чего буквально при помощи кисточки, листа картона и такой-то матери.
Наконец, сполна удовлетворены основные требования конкурсного задания, но не будем о плохом.
Что дальше?
Дальше готовим небольшую презентацию со всем вышеизложенным, немного картинок — и, исполненные надежды, отправляем на рассмотрение уважаемой комиссии. Как позже выяснится, то же самое сделали еще целых три человека, которым, как и мне, очевидно, больше не нашлось чем заняться в августе. Огорошенный такой низкой явкой в, казалось бы, многообещающий сезон отпусков город не долго думая пригласил всех четверых представить свои работы лично.
Реакцию широкой публики тем временем вкратце можно было бы описать словами, цитирую, «суцільний несмак !!» (пунтуация автора сохранена). Спорить или соглашаться с этим криком утонченной души я не берусь, как не стану и комментировать решения остальных соискателей. Замечу лишь, что состав жюри окутан тайной, а критерии отбора очерчены весьма туманно. Иными словами, победитель этого состязания непредсказуем как исход рэп-баттла между Олегом Винником и предиктивным вводом Т9.
Остается лишь с нетерпением ждать своей очереди предстать перед строгим судом, где попытаться еще раз воззвать к голосу разума и не дать случиться непоправимому — ну или хотя бы помочь не лохануться.
За развитием событий следит наш специальный корреспондент:
UPD: По невероятному стечению обстоятельств моя работа победила в конкурсе и не без приключений воплотилась в жизнь — но об этом в другой раз (неточно).
Фото: Transphoto, Google, tumblr.